• 8(029) 857-50-21, 8(044) 541-15-92
    г. Минск, ул. Гашкевича, д.22
  • 8(029) 125-28-27
    Военный городок Колодищи 230
  • lukomorielag@tut.by
Полезно знать   >   Дислекся

Что такое дислексия и как с ней бороться?

Ваш ребенок пошел в школу, но читает он хуже своих одноклассников — медленно, с ошибками. Ребенок старается догадаться, какое слово читает и в результате читает его неверно, да еще и не понимает смысла прочитанного — вообще не может повторить, что же он сейчас прочел! Вы расстраиваетесь и ругаете его, может даже обзываете «глупым», «нерадивым», все время делаете замечания как он «плохо» читает . Не в коем случае этого не делайте, ругать нельзя — это бесполезно и только ухудшит ситуацию. Скорее всего у ребенка дислексия.

Попробуем разобраться, что это за речевое нарушение и как с ним бороться?

Дислексией называют нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

 Формы дислексии:

·         оптическая,

·         фонематическая,

·         семантическая,

·         аграмматическая;

·         мнестическая.

 

Чаще всего дислексия не наблюдается отдельно от дисграфии — то есть нарушения чтения зачастую сопровождаются и нарушениями в письменной речи. Кроме того, дислексии чаще всего смешанные, то есть у ребенка может быть сочетание нескольких форм дислексий.

 

Упражнения для коррекции нарушения чтения  (и письма, так как эти процессы взаимосвязаны). 

   Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения образа букв, их взаимозаменах по сходным графическим признакам.  Коррекция оптической дислексии проводится аналогично коррекции оптической дисграфии.

Так же вы можете использовать в занятиях при устранении оптической дислексии следующие упражнения:

·         Назвать контурные изображения предметов, узнать перечеркнутые изображения, назвать наложенные друг на друга изображения предметов;

·         найти букву среди ряда других букв, найти букву среди перечеркнутых букв, выделить  наложенные друг на друга буквы, определить неправильно расположенные буквы;

·         запомнить последовательно ряд из 8-10 картинок (букв, цифр);

·         определить пространственное положение предмета, буквы, цифры, например «положи книгу слева от себя, а карандаш справа от книги»;

·         найти фигуру, букву в ряду сходных;

·         для первоклассников будет полезно реконструировать букву, добавляя элемент: [Л – А, К – Ж, Г – Б, Р – В].

 

Фонематическая дислексия, так же как и аналогичная дисграфия, возникает на почве нарушений фонематического восприятия,  анализа и синтеза, поэтому я советую использовать те же упражнения для занятий.

Задания при фонематической дислексии подбираются по трем направлениям:

·         развитие звукового анализа и синтеза;

·         развитие слогового анализа и синтеза;

·         развитие языкового анализа и синтеза на уровне определения количества, последовательности и места слов в предложении.

При устранении фонематической дислексии старайтесь использовать еще и такие  упражнения:

·         придумать слова, начинающиеся на определенный звук, например [Р]: радость, робот, радуга  (звук в середине слова – корка, парта, пирог; звук в конце слова – комар, помидор);

·         придумать слова с тремя, четырьмя или пятью звуками;

·         поднять цифру с количеством звуков в услышанном слове;

·         придумать цепочку слов, в котором слово начинается на тот звук, которым заканчивалось предыдущее слово (кот – тапки – ириска – ананас – сон – носок – корона…);

·         распределить картинки в зависимости от количества слогов в слове;

·         составить слово из первых слогов слов на предлагаемых картинках, например: из слов «дорога», «машина» — «дома»;

·         придумать предложение с определенным количеством слов;

·         определить, какое по счету место занимает названное слово в предложении.

 

Семантическая дислексия проявляется в нарушении понимания прочитанных слов и предложений (механическое чтение). Страдает понятийная сторона не только по части понимания значения отдельных слов, но при чтении предложений, когда в процессе чтения слова в предложении воспринимаются изолированно, без связи друг с другом.

Рекомендуется при работе над коррекцией семантической дислексии использовать  упражнения:

·         слитно произнести слова, представленные в виде последовательно произнесенных отдельно звуков, например: К, О, Т – кот, Р, А, М, А – рама;

·         слитно произнести слова, предъявленные по слогам, например: ко-ро-ва, о-го-род-ник;

·         слитно произнести предложение, которое взрослый произносит по слогам: ко-ро-ва па-сет-ся на лу-гу;

·         определить, какое предложение правильное, например кот поймал мышку» или «мышка поймала кота;

·         прочесть слово, словосочетание, предложение и выбрать подходящую картинку;

·         прочесть предложение и повторить его, затем записать (начинать с коротких, 2-3 словных предложений);

·         усложненный вариант предыдущего задания: предложите ребенку прочесть короткий текст и заранее договоритесь о том, что Вы в любой момент можете остановить ребенка и попросить повторить последнее прочитанное предложение, а затем записать его по памяти.

 

Мнестическая дислексия проявляется в трудностях  запоминания, узнавания букв и, как следствие, в их заменах при чтении. Сужена слухо-речевая память, ослаблены следы, которые остаются при чтении слов и предложений.

Предлагается использовать при коррекции мнестической дислексии такие упражнения:

·         графические и слуховые диктанты, когда по памяти ребенок должен воспроизвести ряд букв, слов, предложений либо запомнив на слух, либо предъявленных письменно;

·         упражнения на звуко-буквенный анализ и синтез с упором на чтение.

 

Аграмматическая дислексия, так же, как и подобная дисграфия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Типичные ошибки при аграмматической дислексии:

·         неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного: «смешная фильм»;

·         неправильное употребление родовых окончаний местоимений: «наш собака», «моя солнышко»;

·         неправильное изменение окончаний глаголов: «налетел буря», «видит – видел»;

·         изменение падежных окончаний и числа существительных: «у собаках», «стулы».

 

Кроме упражнений, используемых для коррекции аграмматической дисграфии, можно посоветовать задания по устранению аграмматической дислексии:

·         составить предложение по картинке и выложить фишками схему предложения под картинкой;

·         игры на формирование функций словоизменения, например: «один-много» — стул – стулья, «назови ласково» — капля — капелька, «чья картинка» — кошка моя, солнышко мое, варежки мои, компьютер – мой; «без чего нарисовал художник картинку» — стол без ножки, чайник без ручки и т.п.;

·         игры на формирование функций словообразования, например: «профессии» -воспитывает детей воспитатель; «образуй действие» — красный – краснеть.

·         школьникам 2 — 3 классов предлагается задание исправить ошибку в словоизменении или согласовании слов в предложении (в 4 и даже в 5 классе такие задания еще более усложняются, тогда нужно найти ошибки в небольшом тексте).

 

Так же рекомендуется воспользоваться упражнениями по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников. Проводя приведенные выше речевые игры (их можно немного усложнить, включив элементы чтения и письма) с школьниками младших классов, страдающими дислексией, можно добьеться прекрасных результатов.

Для устранения каждой формы дислексии имеются специальные виды упражнений . А поскольку процессы чтения и письма тесно взаимосвязаны, рекомендуется также  упражнять ребенка в заданиях, направленных коррекцию дисграфии.


Если же у Вас нет возможности заниматься подборкой игр и упражнений, приводите ребенка к нам на индивидуальные и групповые логопедические занятия

 

Записаться через сайт и получить скидку 10%

Записаться