• 8(029) 857-50-21, 8(044) 541-15-92
    г. Минск, ул. Гашкевича, д.22
  • 8(029) 125-28-27
    Военный городок Колодищи 230
  • lukomorielag@tut.by
Полезно знать   >   Дисграфия

Что же такое дисграфия и как с ней бороться?

Вы берете в руки тетрадь вашего ребенка и видите, что от ошибок и красных пометок учителя тетрадка больше красная, а не синяя? Школьный логопед или учитель пугает вас страшным словом «дисграфия»? Не надо паниковать. Давайте разберемся, что же это такое?

Дисграфией называют частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Как  же проявляются различные виды дисграфии?

 1. Проявления оптической дисграфии:  дети переворачивают буквы, пишут их зеркально, путают сходные по написанию буквы (пишут вместо печатной буквы [Р] — [В], вместо [Б] — [Г], вместо прописной буквы [Д] пишут прописную [Б] и т.д.). Так же сюда относят ошибки в количестве элементов буквы, дети не дописывают или пишут лишние элементы букв. Так же путают сходные по написанию буквы,  например дети вместо прописной [И] пишут [Ш], вместо

[М] пишут [Л]. Так же дело обстоит и с цифрами:  вместо цифры [9] пишут [6], разворачивают цифры в другую сторону и т.п.

 2. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах фонетически близких по звучанию звуков. Например, если ребенок заменяет в речи звук [Р] на [Й] (йама вместо рама), он так же и напишет.

 3. Ошибки при акустической дисграфии: дети путают, смешивают на письме такие буквы, как: [п — б], [с – з], [к – кь],  [с-ш], [ч – щ], [с – з] (козочка – косочка, дуб – дуп, кит – кыт, щука – чука).

 4. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется: в пропусках букв в словах (пока вместо полка), добавлении, перестановке  букв  (кошка – коша, стул – тсул, клали — калали), в пропусках, добавлении и перестановке слогов (комната – комта), написании слитно предлогов и отдельно приставок (наступила — на ступила), в слиянии двух слов в одно (контоминации), например: копит вместо кот спит

 5. Проявления аграмматической дисграфии: страдает словообразование, словоизменение, нарушается согласование, трудности в синтаксическом строе речи, что проявляется в ошибках при конструировании сложных предложений: пропусках членов предложений, нарушениях последовательности слов в предложениях. Например: теленки вместо телята, девочки бежит, около ней, синяя шарф, она гулял, моя солнышко. Дисорфография вызывает обилие орфографических ошибок, например при написании словарных слов малако, при написании безударных гласных лисная.

 

Можно также встретить термин дискалькулия, которая связана с нарушением счетных операций. Ученики часто ошибаются в написании цифр, путая их, неправильно записывают условия задач, ошибаются в выполнении счетных операций, путая + и — и т.д.

 

Итак, при устранении дисграфии первая задача  – провести логопедическое обследование школьника и выявить ошибки, которые чаще всего встречаются у ребенка, т.е. определить форму дисграфии.  Надо помнить, что в основном дисграфии бывают сложными или сочетанными, когда проявляются признаки нескольких форм дисграфии (например, акустическая и оптическая). Затем задача логопеда и родителей – организовать занятия с ребенком, насыщенные  упражнениями и игровыми заданиями по коррекции конкретных видов афазии, встречающихся у ребенка.

 

Какие упражнения можно делать для коррекции дисграфии?

 

1. Оптическая дисграфия

Чтобы устранить и предотвратить оптическую дисграфию, необходимо заниматься с ребенком:

·          рисовать, складывать буквы из счетных палочек или спичек,  лепить буквы из пластилина, обводить их  и  дорисовывать;

·          заучивать короткие стихи о буквах, в которых описываются элементы букв и их направление, например, «[Щ] — как щетка — три щетинки, даже ручка есть на спинке»;

·         угадывать буквы по написанию в воздухе или на ладошке ребенка;

·         обсуждать и "оречевлять" схему написания буквы: из каких частей состоит буква и куда смотрят части букв (например, буква [К] — длинная вертикальная палочка это «спинка», из середины «спинки» вправо идут 2 короткие палочки — одна наискосок вверх «рука», другая наискосок вниз «нога» .

Одновременно надо развивать внимание ребенка, используя упражнения на зрительно-пространственную координацию (письменные и устные):

·         сравнить две картинки и найти отличия, употребляя такие выражения, как слева, справа, вверху, внизу, в левом верхнем углу и т.д;

·         пройти по лабиринту;

·         дорисовать недостающие детали;

·         продолжить узор;

·         запомнить и повторить предметы, нарисованные на листе бумаги и т.п.

 

2. Артикуляторно-акустическая дисграфия

Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии состоит в первую очередь в постановке правильного звукопроизношения. Затем необходимо будет научить ребенка различать правильно произносимый звук и тот звук, которым он его раньше заменял (научить дифференцировать). Для этого необходимо предложить ребенку специальные упражнения, чтобы этот навык был доведен до автоматизма, например, при различении звуков [Р] — [Л], если ребенок ранее говорил звук [Л] вместо [Р]:

·         Хлопни, когда я назову звук [Р] и топни, когда услышишь звук [Л];

·         Покажи символ звука [Р], если услышишь его, а символ звука [Л], если его услышишь (взрослый называет вразбивку сначала звуки, потом слоги и наконец слова с отрабатываемой парой звуков)

·         Повтори за мной (запиши за мной) цепочку звуков, цепочку слогов, слов (л р р, л р л, л л р л, ла ра ла ра, ла ра ра, ла ла ра ла, лак рак лак лак, рак рак лак рак…)

 

3. Акустическая (фонологическая) дисграфия

Необходимо проводить работу по различению смешиваемых букв и звуков: отрабатываем различение звуков в парах, например [К]—[Г]; сначала каждый из звуков выбранной пары отрабатывается отдельно (сначала [К], потом [Г]), затем даются упражнения для различения этих двух звуков в словах и предложениях (звуки [К] и [Г] присутствуют в одном слове одновременно).

Очень полезны будут «корректурные пробы», когда дается задание в любом тексте (можно взять страницу из любой старой книги) надо найти и подчеркнуть в первом абзаце (обвести, зачеркнуть) определенную букву (например, букву [К]). Затем в следующем абзаце так же отмечаем букву Г. Усложнение задания: букву [К] обвести, а букву [Г] подчеркнуть. В дальнейшем это упражнение можно делать и на скорость.

 

4. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

 

Упражнения по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза:

·         детям предлагаются задания по называнию звуков в слове — назови все звуки подряд в слове «полка» : п, о, л, к, а;

·         выделение только гласных или только согласных звуков в слове — назови только гласные звуки подряд в слове «ворона» — о, о, а;

·         словесные цепочки: составить цепочки слов, в которых первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: собакакапустастакан

·         деление слов на слоги: назови, из каких слогов состоит слово ученик — у, че, ник;

·          составление слов из различных букв и слогов: составь слово из букв «А, К, М» — мак;

·          составление предложений из слов, например девочка, из, вышла, дома — Девочка вышла из дома.

 

5. Аграмматическая  дисграфия

При аграмматической дисграфии особое внимание надо уделить чтению по слогам с орфографическим проговариванием, т.к. при написании ребенок опирается на внутреннее проговаривание.

Предлагаются специальные упражнения для устранения всех основных групп аграмматических ошибок, например:

·         при заучивании словарных слов надо нарисовать картинку, вписав в нее слово с буквами, которые надо запмнить, потому что они не проверяются, например, фонтан — ребенок рисует фонтан, выходящий из буквы О;

·         обязательно использовать прием «орфографического чтения вслух» — когда мы читаем именно так, как пишется слово Что, а не што в разговорной речи, кОраБЛь, а не кАрабль , мОлОко, а не малако;

·         быстро назвать ударную гласную в слове (малина — [И], летний — [Е] и т.п.);

·         убрать слово, которое не является родственником с остальными словами, например: водный, вода, водяной, водитель — лишнее слово «водитель».

 

Очень важно,  чтобы все упражнения были разнообразны и насыщены игрой, чтобы ребенок сохранял интерес к занятиям. Механическое «натаскивание» вызовет лишь негативную реакцию и не приведет к результатам. Надо использовать больше речевых игр и игровых заданий, соревнований, которые очень нравятся детям. Шарады, загадки, ребусы, настольные речевые игры. 

Если же у Вас нет возможности заниматься подборкой игр и упражнений, приводите ребенка к нам на индивидуальные и групповые логопедические занятия

 

 

Записаться через сайт и получить скидку 10%

Записаться